Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативно-правовые документы федерального уровня:
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспеченииработы по повышению функциональной грамотности
Нормативно-правовые документы регионального уровня:
- Приказ Департамента образования Орловской области № 1981 от 17.12.2024 г."Об утверждении регионального плана-графика ("дорожной карты") реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Орловской области в 2025 году"
- Приказ Департамента образования Орловской области № 39 от 17.01.2024 г."Об утверждении регионального плана-графика ("дорожной карты") реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Орловской области в 2024 году"
- Приказ Департамента образования Орловской области от 16.09.2021 г. № 1264 Об организации работы, направленной на формирование и оценку функциональнойграмотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021-2022 учебный год
- Письмо Департамента образования Орловской области №4-1-1-492
- Приказ Департамента Орловской области № 1969 от 28.12.2022 г."Об утверждении регионального плана-графика ("дорожной карты") реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Орловской области в 2023 году"
Нормативно-правовые документы муниципального уровня:
- Приказ Управления образования Администрации Ливенского района №155 от 23.12.2024 г. "Об утверждении плана-графика ("дорожной карты") реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ливенского района в 2025 году"
- Приказ Управления образования Администрации Ливенского района № 9 от 18.01.2024 г. "Об утверждении плана-графика ("дорожной карты") реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ливенского района в 2024 году"
- Приказ Управления образования Администрации Ливенского района № 2 от 9.01.2023 г. "Об утверждении плана-графика ("дорожной карты") реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ливенского района в 2023 году"
Нормативно-правовые документы МБОУ "ЛИПОВЕЦКАЯ ООШ"
- Приказ МБОУ "Липовецкая ООШ" № 121 от 23.12.2024 года "Об утверждении плана-графика ("дорожной карты") реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся в 2025 году"
- Приказ МБОУ "Липовецкая ООШ" № 12 от 19.01.2024 года "Об утверждении плана-графика ("дорожной карты") реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся в 2024 году"
- Приказ об утверждении плана-графика реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся МБОУ "Липовецкая ООШ"
- - План-график МБОУ "ЛИПОВЕЦКАЯ ООШ" по формированию функциональной грамотности обучающихся.
- Приказ МБОУ "Липовецкая ООШ" № 8 от 10.01.2023 года "Об утверждении плана-графика (дорожной карты) реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся в 2023 году"
- План-график ("дорожная карта") по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ "Липовецкая ООШ" в 2023 году
Положение о функциональной грамотности в МБОУ "ЛИПОВЕЦКАЯ ООШ"
- Протокол заседания ШМО учителей начальных классов
- Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла
- Протокол заседания ШМО учителей математики, физики, информатики
- Протокол заседания ШМО учителей естественнонаучного цикла
Это может быть интересным
- Анкета для родителей "Формирование функциональной грамотности"
- Что такое функциональная грамотность и как её развивать: 35 советов родителям
- Что значит "быть грамотным"
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности